За 80 лет до Siri, Cortana и Алисы

speaking clock

ПЕРВЫЙ IVR В СССР. И ВЫ ЕГО ЗНАЕТЕ!

Иногда полезно читать бесплатные газеты, которые пачками кидают в почтовые ящики. Учитывая интерес в массах к голосовым сервисам (к которому приложил своё участие и SpeechBlog) даже газеты, далекие от новейших технологий, вдруг возьмут, да и напишут про нашу любимую тему))

Например, «Вечерняя Москва». В своем недавнем выпуске она углубилась в историю и рассказала про первый советский IVR, который был еще и первым автоматическим голосовым помощником, предшественником Siri, Cortana и новейшей Яндексовской Алисы (про которую мы обязательно напишем отдельно).

Главное, что это была не какая-то секретная разработка, а сервис, с которым люди (точнее – москвичи) общались и продолжают общаться на протяжении 80-ти лет.

Вы хорошо знаете этот сервис: Служба точного времени – «Служба 100» в МГТС.

Первые голосовые часы появились в Париже в 1933 г., а уже в 1936 г. в Московском университете связи и информатики (как он называется сейчас) был создан первый советский автоматический телефонный сервис. Первый в стране голосовой помощник был озвучен мужским голосом. После войны его заменили на женский. С тех пор говорящие часы говорят только женскими голосами.

soviet speaking clock
Первые советские голосовые часы

Интересно, что голос звучащий сейчас, был записан еще в 1973 г., но стали его использовать только в 1993 г., когда перешли на полностью электронную платформу.

Голосовое сообщение и в начале работы сервиса и сейчас формируется как классическое приложение для IVR: из набора голосовых фрагментов, записанных отдельно и соответствующих часам, минутам и секундам. Аналогично строятся более современные сервисы, озвучивающие, например, баланс на мобильном телефоне.

С распространением смартфорнов количество обращений в службу 100 МГТС снижается, но все равно, составляет внушительное количество: около 200 тысяч обращений в сутки.

Признаться, до этой заметки я много лет не звонил в «Службу 100». Рекомендую позвонить и послушать первый отечественный IVR, который и сейчас неплохо звучит на фоне своих новейших цифровых коллег))

Site Footer

Sliding Sidebar

Дмитрий Столяр

Дмитрий Столяр

Автор SpeechBlog. Cтоял у истоков распространения технологии Call-центров в России. Отвечал за развитие бизнеса в компаниях Genesys, Cayo, FrontRange, OpenComm. SpeechBlog существует более 6 лет. Цель Блога - помочь компаниям говорить с клиентом на его языке. Голосом...