РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА МОГУТ ВАС УДИВИТЬ
Количество голосовых помощников на русском языке стремительно растет. Относительно недавно к Алисе от Яндекса, Марусе от Mail.ru и Олегу от Тинькоффа добавились сразу три помощника от Сбера (еще недавно Сбербанка): Сбер, Афина и Джой.
По количеству локальных голосовых помощников, разработанных в одной стране мы, вероятно, являемся мировым лидером. Но в целом, в мире лидируют другие помощники.
Когда речь заходит о голосовых помощниках или ассистентах, прежде всего упоминаются Siri от Apple , Google Assistant и Amazon Alexa. Какой из этих помощников сейчас самый популярный?
Возможно это Alexa от Amazon — имеющая разветвленную базу поддерживаемых устройств умного дома (прежде всего умных колонок Echo)? Увы, это не так((.
Это даже не Google Assistant, несмотря на лидерство компании в поисковых системах и большую долю смартфонов на Android.
Это Siri от Apple ! Как ни кажется это странным для нас в России, где Siri не пользуется большим уважением)
Согласно отчету маркетинговой компании Futuresource Consulting из Великобритании Siri лидирует на рынке голосовых ассистентов занимая долю в 35%.
Но еще более удивительным является результат 2-го места который занимает … Microsoft со своей Cortan’ой. Её доля составляет существенные 22%.
Google и Amazon занимают существенно меньшие доли рынка: 9 и 4 процента соответственно.
Как объясняются эти данные? Ростом продаж iPhone и выходом на рынок в конце 2019 г. крайне успешных беспроводных наушников AirPods Pro.
Второе место Cortana объясняется доминированием Windows на рынке ПК, тем более, что Microsoft изменила стратегию и позиционирует Cortana для корпоративного рынка благодаря глубокой интеграции с пакетом Office 365.
Данные показатели касаются использования голосовых помощников в целом на всех типах устройств. Если рассматривать отдельно смарт колонки и дисплеи, то здесь доминируют как раз Google и Amazon. на этих устройствах помощники Google Assistant и Amazon Alexa лучше понимают запросы пользователей и дают более адекватные ответы (понятно, что речь идет о запросах на английском языке).
В отчете также давались оценки развитие рынка на ближайшую перспективу. В первую очередь обращаюсь внимание на все большее использование и совершенствование алгоритмов машинного обучения. Они позволяют снизить требования к оборудованию и ПО, что повышает автономность работы речевых модулей и лучшую конфиденциальность, т.к. основные запросы обрабатываются на самом устройстве, а не отправляются в облако.
Улучшения также происходят не только в распознавании, но и на противоположной стороне работы ассистентов: синтезе речи. Это позволяет создавать голоса с более естественным звучанием, которые способны отображать эмоции. В частности, Alexa научилась выражать эмоции, в т.ч. сочувствие.
Отечественные помощники тоже способны в определенной степени изображать эмоции, в первую очередь это касается Алисы от Яндекса. Сбер пошел дальше и специально создал трех помощников, обладающих различными «характерами».
В целом, составители отчета оптимистично оценивают перспективы развития рынка голосовых помощников: из модной или забавной новинки они становятся постоянными участниками нашей повседневной жизни.